Что такое 4К-контент и для чего он нужен? Обзор AV и KVM оборудования для работы с 4K
Устаревающий формат Full HD постепенно сдаёт позиции в пользу 4К, обладающим разрешением в 8 млн пикселей и обеспечивающим в 4 раза большую детализацию, по сравнению с 1080p. Производители коммутационного AV и KVM оборудования стараются идти в ногу со временем.
Ведущие представители сферы теле- и радиовещания соревнуются друг с другом за зрителя прежде всего качеством поставляемого уникального контента. Важно всё: и смысловое наполнение, и техническое исполнение. В данный момент сформирован чёткий спрос на потребление качественного видеоконтента. Устаревающий формат Full HD постепенно сдаёт позиции в пользу 4К, обладающим разрешением в 8 млн пикселей и обеспечивающим в 4 раза большую детализацию, по сравнению с 1080p.
Новый формат постепенно завоевывает зарубежный рынок: в США около 35%, в Европе – четверть от числа каналов вещают в 4К. В России этот показатель пока не достигает и 5%, но мировая тенденция перехода каналов на современный 4К очевидна.
4К-контент
Для того чтобы начать вещание в формате 4К, телеканалу необходимо технологически переоборудовать всю студию. Канал закупает видеокамеры, способные записывать репортажи с высоким разрешением, удлинители, без искажений передающие видео в главную или мобильную телестудию. Последнее актуально для съемок в полевых условиях, когда контент нужно передать максимально оперативно. Кроме того, необходимы современные мониторы, за которыми работает видеомонтажер, а также мультивьюеры, которые распределяют одновременно несколько видеосигналов с нескольких источников на видеопанель или видеостену.
Но одного технического оснащения телеканалов недостаточно. Для того чтобы оценить преимущества нового формата, необходимо просматривать видео на современных телевизорах с поддержкой 4К как в домашних условиях, так и в общественных местах (рестораны, торговые центры), или в специализированных службах (например, диспетчерские).
AV и KVM оборудование для работы с форматом 4К
Приведем пример AV и KVM-оборудования, позволяющего работать с контентом в формате 4К. В течение съемки видеосигнал транслируется с помощью удлинителя фирмы Adder (Великобритания): ALIF4000. Передача сигнала осуществляется по IP сети - на любые расстояния (ограничение только областью покрытия сети). Жёстких требований к кабелю нет: подойдет как оптоволокно (Fiber), так и медь(CATx) – в обоих случаях ощутимой задержки или искажения нет.
4K IP KVM-удлинитель AdderLink (ALIF4000) - новинка 2019 года
См. также: AdderLink INFINITY - матричная коммутация IP KVM
Мобильные, или передвижные, ТВ-студии – небольшие помещения. Использование KVM-аппаратуры помогает сэкономить драгоценное пространство, поскольку позволяет убрать шумные, нагретые компьютеры в отдельные серверные помещения. Видеомонтажеры работают в комфортных условиях при помощи монитора и устройств ввода (клавиатура и мышь). Немецкий производитель IHSE разработал серию 4K KVM удлинителей Draco Ultra, которые совместимы с матричными коммутаторами Draco tera Compact и Draco tera Enterprise.
4K KVM удлинители IHSE Draco Ultra для передачи видео 4K без компрессии на расстояния до 5 км
Читайте также: IHSE позиционирует Draco Ultra DP 1.2 как удлинители для киберспорта
Такое решение позволяет монтажеру быстро переключаться между множеством систем, которые располагаются в серверной. Передача сигнала осуществляется при помощи медного CATx или оптического типов DVI, DisplayPort, VGA, USB2.0 и т.д. Есть возможность использовать от 8 до 576 портов – их число обусловлено модификацией матричного переключателя или коммутатора (в чём между ними разница - можно прочитать здесь).
Студия Game Creek Video, специализирующаяся на передвижных комплексах для прямых видеотрансляций, использует решения IHSE (подробнее читайте здесь)
Кроме прямых трансляций, KVM-оборудование применяется в постпродакшн. В студиях, оснащенных удлинителем сигнала с поддержкой 4К, монтажеры работают в просторных, комфортных для работы помещениях. Особенность специалистов постпродакшн в том, что для работы им могут потребоваться несколько компьютеров одновременно для работы с нескольких удаленных рабочих мест. В таких ситуациях KVM-решения наиболее оптимальны.
Крупные телестудии используют видеостены, куда выводится видео с нескольких источников: видео с телекамеры, прямая трансляция из зала заседаний, разнообразные виджеты. Например, мультивьюеры тайваньского производителя Aten оснащены множеством входов и одним выходом на большой экран. Видеосигналы в формате 4К, переданные с различных источников, передаются в настроенном режиме: 1×3, 2×2, 3×3 или 4×4.
Матричный коммутатор-масштабатор HDMI 4K HDMI 8x9 ATEN VM6809H
Компания NTI предложила свое решение специально для ТВ-студий: устройство с поддержкой 4К, совмещающее в себе функции KVM-переключателя и мультивьюера – SPLITMUX® 4K HDMI Quad Screen.
Схема подключения 4К сплиттера мультивьюера SPLITMUX® 4K HDMI Quad Screen
Производители современного оборудования предлагает ТВ-компаниям широкий спектр возможностей для перехода на вещание с разрешением 4К. Проблема в том, что телеканалы не спешат обновлять парк оборудования и переходить на новый формат: дорого. Однако запаздывание в технологическом плане грозит потерей искушенного новинками зрителя. Если потребителя не устроит качество видеоизображения, он просто уйдет на другой канал, где ранее предприняли более дальновидное решение. 4К уже постепенно вытесняет Full HD, и эту мировую тенденцию невозможно игнорировать.
Читайте также:
- За кулисами вещательного центра Electronic Arts
- Объединённое рабочее пространство центра BT Sport
- Студия Loudness Films повышает производительность и снижает уровень шума при помощи матричного коммутатора IHSE Draco tera compact